суббота, 12 сентября 2020 г.


Тема недели «Краски осени»
 с 21 сентября по 2 октября 

Какое замечательное и красивое время года – осень! Какие яркие краски дарит нам эта чудесная пора!  Заметить эту красоту, успеть полюбоваться ей, удивиться и полюбить-это то, что необходимо нам с самого раннего детств Дети-малыши любят природу, но у них слишком маленький жизненный опыт и знания. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений в природе, не могут ответить на интересующие их вопросы: «Что такое осень?» «Зачем падает листва?» «Как выглядит осень в лесу?» «Зачем и куда улетают птицы?» «Куда прячутся звери?»  Малыши очень любознательны и хотят все знать...Необходимо только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, и объяснить, почему нужно любить и беречь природу.

                                                



Наблюдения за природой осенью приносят яркие впечатления. На смену жаркому лету приходит прохладная и дождливая осень. Она чувствуется уже во всем. Природа позаботилась о том, чтобы каждый смог увидеть и почувствовать происходящие вокруг перемены. Постепенно температура воздуха начинает падать, день становится короче, а ночи длиннее и холоднее. Солнышко уже не светит так ярко и не поднимается высоко в небо, как летом. Часто небо заволакивают черные тучи и идут проливные дожди. Утром можно наблюдать белую дымку – это туман.

              Исследовательская деятельность на прогулке

-найти дерево, которое раньше всех готовится к зиме;
-сравнить собранные листья по форме, окраске;
-рассмотреть ствол старого и молодого дерева, сравнить кору, толщину деревьев. 

           Как живут осенью животные, птицы и насекомые

Конечно же, звери, птицы и насекомые чувствуют приближающиеся холода, поэтому начинают готовиться к зиме. Кто-то делает на зиму запасы, кто-то строит или утепляет свое жилище. Мышки, хомяки, крысы, кроты запасают в своих норках картошку, орешки, бобы, семена и зерна. Белочки прячут в укромных местах грибы, орешки и шишки. Змеи, лягушки, жабы, улитки, ящерицы спрятались в укромных местах.

                           

       
                                     
   

Многие звери в лесу меняют свою красивую шубку на зимнюю, более светлую, пушистую и теплую, чтобы в снегу им было тепло и никто не мог заметить.
А некоторые животные активны круглый год, они вполне способны найти себе корм даже зимой. К примеру, это лось, лиса, волк и заяц. Перелетные птицы летят на юг.

        
  

Некоторые насекомые, к примеру, божьи коровки и стрекозы тоже совершают путешествие в теплые края. Жучки, мошки и бабочки прячутся в коре деревьев, трещинах и всевозможных щелочках, муравьи  засыпают все свои входы в муравейник и начинают готовиться к зимней спячке.

 
                                                                    
Как растут растения

Растения, как и животный мир, готовятся к зиме. Ранней осенью все вокруг становится золотым, листочки так и переливаются яркими красками, начинается листопад – ветер срывает листочки с деревьев и теперь уже на земле можно рассмотреть ковер из ярких осенних листьев.

         

Пожелтела и завяла травка, и хотя еще кое-где цветет ромашка, фиалка, клевер, но в середине осени и они увянут до следующего лета. Об осенних метаморфозах в мире растений красноречиво говорит одна из самых любимых моих сказок.

                    Сказка «Приключение дубового листочка»

В одном старом сказочном лесу стоял дуб. Он был в самом расцвете лет, еще не старый, но уже и немолодой. Дуб много повидал за свои 100 с небольшим. А вот его веселые листочки сменялись каждый год и были не столь мудры, как он. Однажды осенним утром дул небольшой ветерок. Листья дуба весело качались на ветках, сильно шумели и перекрикивались друг с другом. Они стали спорить о том, кто из них стал красивее этой осенью. Ведь весной и летом они были все одинаковые. А с приходом осени, у каждого листочка появился свой особый наряд и они стали соперничать друг с другом. И вот, листья так сильно разгалделись, что мудрый дуб не выдержал и грозно встряхнул кроной. Некоторые листики сорвались и весело полетели вниз, крича: «Смотрите, мы дождинки!». Вместе с ними полетели на землю и желуди. Огромный кабан уже поджидал их внизу, ковыряя землю своим пятачком, в поисках вкуснятинки. Один листок в красно-зеленом наряде, отделился от шумной компании и, прицепившись за бороду ветра, полетел вместе с ним. Летит он — по сторонам любуется. Лес с высоты похож на зарево пожара: весь красно-желтый и «живой» — листья так и колышутся… Вдруг он увидел, как Белка что-то развешивает на ветках. Любопытно ему стало. Белки с началом осени часто приходили к дубу за желудями и все куда-то уносили их. А однажды листок видел, как белка закапывала желудь не далеко от него. Он тогда еще подумал, зачем искать и нести такую тяжесть, чтобы потом закопать.… Вот и не удержался малыш от любопытства, оторвался от ветряной бороды и полетел вниз. Он упал прямо рядом с белкой. Но белка на него даже внимания не обратила. Она старательно прокалывала острым сучком шляпку красавца гриба. Тогда листик сам спросил:
— Привет. Ты зачем грибы вешаешь на ветки?
— Привет, — фыркнула белочка, — у меня семья, малыш. Мне зимой деток кормить надо. Вот и сушу грибы. А в кладовке у меня еще орехи, шишки и желуди лежат.
— А я видел, как одна белка закапывала желудь. Зачем?
— Правда? А где?
— Там, возле папы-дуба.
— У некоторых белок кладовки в земле есть. Правда, иногда они потом забывают, где она у них и желуди всю зиму лежат там. Но зато весной, кладовка превращается в парник — желуди прорастают и появляются новые деревья.
— А что такое зима? — спросил листик. Но белка не успела ему ответить, так как ветер усилился и подхватил его за собой.
Вскоре любопытный листок встретил медведя. Он яростно поглощал орехи и рыскал по малиннику в поисках запоздалых ягод. Листик прицепился за шкуру медведя и спросил:
— Ты вон, какой большой и толстый, зачем ты продолжаешь есть?
Ты вон, какой большой и толстый, зачем ты продолжаешь есть?
— Зима большая. Мне надо запастись жирком. Я ведь буду спать и не смогу выйти пообедать, — прорычал медведь.
— А что такое зима?
— Ты не знаешь, что такое зима? — удивился медведь. — Зима — это когда холодно и я сплю….
Тут листочек увидел, как катится по земле что-то колючее. Оторвался он от пушистой шубки медведя и полетел вниз. Когда он прицепился за иголки колючего создания, он даже немного вскрикнул.
— Кто здесь — послышался голос из-под иголок.
— Это я — дубовый листок. — А ты кто?
— Я еж. А ты уже совсем сухой листок?
— Нет, я только сегодня сорвался с дуба. А почему ты спрашиваешь? — Листик со всех сил пытался отцепиться от острых иголок.
— Мне нужны сухие листочки и мягкий лесной мох, чтобы моя норка под пнем была теплой. Ведь мне предстоит пробыть там всю зиму.
— А ну, ладно, я полетел, — листочку не хотелось стать периной для колючек, и он проворно прицепился за бородку пролетающего ветерка. Вскоре ветер начал стихать, а маленький путешественник спускаться все ниже и ниже. Он и сам уже устал летать и хотел отдохнуть. Вот он уже лежит на земле. Вокруг него лежат еще листья, но нет среди них ни одного дубового. Грустно стало листочку. Тут возле него встал зайка, трусливо оборачиваясь по сторонам.
— Ты кого выглядываешь? — спросил листик.
— Здесь лиса не пробегала?
— Не знаю. Я только что спустится. А ты почему белый? Я выдел тебя летом, ты был серый.
— А разве ты не знаешь загадку: «Летом серый, зимой белый»? Это про меня. Только вот снега еще нет, а я уже белый. Меня лиса так быстро найдет. Эх, скорей бы снег выпал.
— А что такое снег? — зевая, спросил листочек.
— Снег — это такие белые хлопья, которые покрывают всю землю и меня в белой шубке на нем почти не видно. Снег идет только зимой когда холодно. Зайка убежал дальше, а листочек остался лежать на земле. Он смотрел на небо. На нем сгущались тучи, оно стало совсем серым и грустным. Стало холодно. Листик поежился и постарался свернуться. Вдруг он увидел как с неба что-то летит. Много маленьких белых штучек, похожих то ли на парашютиков — одуванчиков, то ли на белых мух. Долетело это нечто белое до него. Листочек почувствовал легкий холод.
— Это, наверное, снег, про который говорил зайчик, — догадался листочек.
Снежинка на листике растаяла, но взамен нее прилетела другая снежинка. Потом еще и еще одна. Совсем скоро листочек и все вокруг было покрыто тонким слоем снежинок. Листочку уже не было холодно. Наоборот, снизу его грела земля, ему было спокойно, и он заснул. Опавшие листочки падают на землю, застилая ее как покрывалом. Всю зиму они согревают землю и ее жителей, пережидающих холода и морозы. К весне листочки растворяются и питают землю полезными веществами — органическими веществами, и становятся чем-то вроде витаминов для почвы и новых молодых растений. Где-то такой же листочек дал сил маленькому желудю, закопанному белкой, и из него вырастет еще один красавец дуб. А с весной листики на нем буду весело шуметь и шелестеть….

Игра: «Что бывает осенью? »

Цель: закрепить понятие об осенних явлениях, активизация словаря по теме. На столе вперемешку лежат картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, цветущий луг, осенний лес, скворец у скворечника и т. д.) . Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только осенние явления и сам или с помощью взрослого называет их. Пример. Солнышко прячется за тучи. Идет дождь. Листья на деревьях желтые и красные. Птицы улетают на юг. Животные готовят запасы на зиму. Люди надевают пальто и плащи и т. д.

                                                            
Игра: «С какой ветки детки?»

Цель: закреплять знания детей о листьях и плодах деревьях и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению. Ход игры: Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: « Детки, найдите свои ветки» - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод.


                                                  Лексические упражнения

«Назови ласково» 
                
Дождь — дождик, дождичек, солнце — солнышко,
лужа — лужица, дерево — деревце,
ветер — ветерок, лист — листок, листик, листочек,
туча — тучка, лес — лесок,
сад — садик, птица — птичка.

«Один – много»

Месяц — месяцев, дерево — деревьев,
дождь — дождей, фрукт — фруктов,
лужа — луж, овощ — овощей,
урожай — урожаев, листья — листьев,
сад — садов, птица — птиц,
огород — огородов, слякоть — слякоти,
зонт — зонтов, лес — лесов. 
                                            
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое,  если дождик льется,
Это время года Осенью зовется.



Рекомендации родителям по теме:

1.      Прогуляйтесь с детьми по осеннему парку, полюбоваться красками осени. Собрать осенний букет, гербарий, природный материал. Изготовить из них поделку (принести в детский сад).
2.      Побеседуйте с ребенком о том, знает ли он какое время года наступило.
3.      На прогулке с ребенком понаблюдайте за приметами осени и предложите ребенку ответить на ваши вопросы.
4.      Выучите с ребенком четверостишие, которое поможет ему запомнить названия месяцев осени.

Сентябрь, октябрь, ноябрь

С дождем и листопадом.

И птицы улетают,

И детям в школу надо.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  В Н И М А Н И Е ! С  19  декабря   20 2 2   по  1 0 января 20 2 3    на  территории Челябинской области проводится профилактическ ая   акц...