"Досуг с ребенком на природе"
Я нашел себе любимое дело:
искать и открывать в природе
прекрасные стороны души человеческой.
М.Пришвин
Какую же роль в организации досуга детей может сыграть окружающая нас природа с ее удивительными разнообразными явлениями, неисчерпаемыми возможностями познания и воспитания ребенка.
В.А.Сухомлинский говорил: »Глубоко ошибаются считающие ,что если детей окружает природа, то уже в самом этом факте кроется могучий стимул умственного развития. В природе нет никакой магической силы ,влияющей на разум , чувства и волю. Природа становится могучим источником воспитания лишь тогда , когда человек познает ее , проникает мыслью в причинно-следственные связи».
Так пусть же природа будет нашей союзницей в воспитании детей. Давайте чаще отправляться вместе с ребенком на природу. Такие прогулки сближают родителей со своими детьми, помогают установить дружеские отношения на основе взаимопонимания. Во время прогулок мы имеем большие возможности воспитательного воздействия на ребенка, а также развиваем его ум ,тренируем внимание, память. Нам лишь надо научиться заполнять прогулки определенным содержанием, добиваясь, чтобы каждая из них стала праздником для ребенка и наполняла его душу радостью.
Важно ,чтобы прогулки с детьми на природе были постоянными и желанными для ребенка. Ведь можно вечером , удобно расположившись в кресле , смотреть телевизор. А можно , отбросив на время все свои дела и заботы ,взять за руку своего малыша и пойти с ним на природу . Задумайтесь ,сколько всего интересного можно показать ребенку на высоком темном небе с огромным количеством звезд и созвездий .И здесь будет присутствовать все: и задушевная беседа , и откровенный разговор. А сколько положительных эмоций получит ребенок во время такой вечерней прогулки , во время общения с близким ему человеком . А как полезны для здоровья такие прогулки перед сном.
Интересное в природе происходит каждый день. Нам лишь надо это уметь видеть самим и показывать это ребенку. Мы должны поддерживать у детей познавательный интерес к происходящему в природе. Нет такого периода у природы , когда ребенку нечего было бы показать. Каждое время года по – своему прекрасно и очаровательно и имеет большой запас разнообразных природных явлений , которые интересны для наблюдений с детьми .Совершая прогулки , следует помнить, что в природе нет полезного и вредного .Все в природе взаимосвязано .Уничтожение одного вида влечет за собой гибель другого. Об этом мы должны помнить всегда , совершая прогулки с ребенком , и правильно относиться ко всем живым объектам.
Например, часто бытуют разговоры о том ,что лягушки отвратительные , холодные , мокрые , лупоглазые. И было бы ,наверное ,значительно легче выбирать себе друзей , опираясь лишь на внешность , если бы красивая внешность всегда гармонировала бы с внутренней красотой. Каждый живой организм самобытен ,интересен. Каждый вправе рассчитывать на доброе отношение к себе человека –человека разумного. Будь то тритон или лягушка.
С наступлением теплых дней нас сильно тянет за город , на природу . И это очень хорошо ,когда там рядом с нами наши дети. И как замечательно ,когда организуются загородные поездки всей семьей. Заготавливаются продукты, собирается рюкзак, берутся мячи , ракетки и т.д.
Поход свой в природу желательно начинать с приветствия не только друзей, с которыми там встречаешься , но при этом важно поздороваться и с деревьями , кустами ,птицами ,насекомыми. «Здравствуй , природа родная , мы пришли в гости к тебе !» Да ,мы пришли к тебе в гости ,мы – гости твои ,природа ,поэтому и вести должны себя соответствующим образом : как доброжелательные люди , не забывая при этом ,что наше поведение в природе –эталон поведения для ребенка.
Обычно ,приехав на пикник ,родители капитально обосновываются на месте , с которого их не сдвинешь. А маленьких исследователей всегда манит даль. Здесь он видит перед собой новое и доселе ему не известное. Он изумляется открывшимся ему тайнам природы , которые впоследствии могут стать могучим толчком для развития ребенка.
Да ,дети –неутомимые исследователи . Поняв закономерность ,они сразу же начинают искать новые подтверждения своих выводов. И здесь они не всегда могут обойтись без помощи взрослого .Вопрос: а как ее оказать? По возможности так , чтобы маленький исследователь большую часть поиска сделал сам . Часто бывает достаточно показать ребенку место поиска , например ,лужу и понаблюдать там осторожно за водомерками.
Многие дети любят рисовать с натуры. Это хорошо делать непосредственно на природе ,приспособив для этого фанерку и присев на пеньке. Карандаши при этом можно разместить в кармане курточки. Рисовать можно и по памяти дома , отражая в рисунке свои впечатления о проведенной прогулке.
Как хорошо на природе прочитать подходящие к месту стихотворные строки! А также вспомнить ранее прочитанные сказки о жизни животных , насекомых , растений ,птиц ,поискать их тут же на полянке и понаблюдать за ними.
Уместно загадать детям загадки о природных явлениях. Подумайте , сколько положительных эмоций получит ребенок ,найдя живую отгадку.
Можно также вспомнить пословицы , поговорки ,приметы ,которые ранее учили с ребенком и которые оказывают большое влияние на развитие личности дошкольника.
А сколько замечательных песен о природе имеем мы в своем репертуаре ! И как хорошо ,собравшись все вместе , негромко их спеть. Такие минуты общения необходимы как взрослым , так и детям и надолго остаются в памяти .
С ребенком можно организовать дидактическую игру ,в ходе которой закрепить имеющиеся у ребенка знания , например ,»Найди дерево по описанию», «С какого дерева лист», «Что где растет » и т. д.
Бережное отношение к богатствам родной природы надо воспитывать с раннего детства , и на это нельзя жалеть своего труда .Только в том случае , если сами родители бережно относятся к природе , можно требовать и от детей того же , терпеливо обучая их азбуке поведения на природе с детства.
И невдомек иным взрослым , как развращают и ранят души детей картины , которые запечатлевают следы варварского поведения на лоне природы , которые превращают лесные поляны ,полные тайн и чудес ,в полумертвый пейзаж.
Помните , что для понимания природы недостаточно только одних знаний . Здесь требуется еще одно особое чувство –чувство природы . Только вкладывая свою душу ,можно научить детей уважать ее и заботиться о ней.
Комментариев нет:
Отправить комментарий